mila_lova (mila_lova) wrote,
mila_lova
mila_lova

Categories:

Святитель Николай. Иконография. Византия, Греция, Македония, Болгария.




19 декабря. Память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.


ВИЗАНТИЯ



Византия. Греция.
XIV век.
Место хранения: Монастырь Преображения Господня, Метеоры, Греция.





Фрагмент 7 (700x613, 203Kb)
Фрагмент /*изображение кликабельно

Византия. Греция.
XIV век. Последняя четверть.
Место хранения: Храм Святого Саввы, Никосия.

Иконографическая справка.
Двусторонняя икона 14 века. На обороте икона Спасителя на Кресте.





Византия. Македония.
XIV век. Конец.
Происхождение: Македония. Охрид. Церковь Богородицы Перивлепты.
Место хранения: Галерея икон, Охрид.



ГРЕЦИЯ



Греция.
XVII век. 1636 г.
Место хранения: Коллекция церкви Панагии, Верия.





Фрагмент

Греция.
XVII век. 1683 г.
Происхождение: О. Закинф.
Место хранения: Собрание Велимезиса.

Иконографическая справка.
Святой в архиерейском облачении изображен в рост, фронтально,в левой руке он держит закрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. В верхней части иконы, по сторонам главы святого, изображены: слева - Христос, приносящий Евангелие, справа - Богоматерь с омофором. Ниже надпись по золотому фону: О АГIOС NIKOЛAOC. Нимб украшен точечным лиственно-цветочным орнаментом, исполненным просто и почти небрежно, что наблюдается в ранних работах мастера. Святой облачен в серый стихарь и в красноватую фелонь с вышитыми золотом крестами, вписанными в квадраты, с зелено-голубой подкладкой. Белый омофор с четырьмя большими крестами, также вышитыми золотом. Золотом вышита и епитрахиль, сильно поврежденная почти по всей ее поверхности. На ромбовидной палице с трудом усматривается выписанный золотом малый образ Христа. Ноги святого ступают на густые белые облака. Ниже, в узком поясе, было представлено некое чудо на море, не сохранившееся в полном виде, поскольку снизу доска была обрезана. Видима лишь верхняя часть изображения: сине-зеленое море, полные ветром белые паруса галеры и мачты с развевающимися красными флажками. У ног святого, по облакам, начертаны надписи: справа ( Рука Эммануила священника Тзанеса); внизу ( Моление раба Божьего Николаоса Сироса, 1683 г.). Слева представлен фамильный герб Сигуросов с инициалами NS.

Стилистическая справка.
Данный иконографический тип святого Николая определился в монументальной живописи и в крупномасштабных иконах уже в XII в., в иконописи XV в. он вновь ожил, как это видно по иконе художника Ангелоса, находящейся на Керкире, где святой представлен в той же позиции и в том же облачении, отличающемся только в декоре фелони крестами. Икона Ангелоса, по всей вероятности, была перенесена на Керкиру критскими беженцами после падения Кандии (Ираклиона) и, возможно, послужила образцом Эммануилу Тзанесу, который часто обращался к устоявшимся моделям выдающихся мастеров XV в. Подобные исполненные в подчеркнуто консервативной манере образы святителей работы Тзанеса представлены на иконах Музея Коррер ("Святой Спиридон", 1636 г.) и Керкиры ("Святой Григорий Палама", 1654 г.). На этих иконах, как и на рассматриваемой работе, святители облачены в многокрестную фелонь (полиставрион). Манера написания ликов также узнаваема: они изображаются четкими короткими параллельными белыми линиями. По манере письма лик святого Николая близок более ранним, еще критского периода работам художника, как например "Антонию Великому" (1645 г.) на Керкире. На публикуемой иконе изображение облаков, а также моря с кораблем в нижней сцене характеризуются большим натурализмом и отсутствием линейной разработки. Настоящая икона является одной из последних известных и датированных работ Эммануила Тзанеса, написавшего ее в 1683 г., в возрасте 73 лет. Консерватизм манеры не должен нас удивлять. Как отметил Вокотопулос, этот художник родом из Рефимно не раз в своем творчестве возвращается к прошлой манере письма: так, например, в 1645 г. при работе над "Антонием Великим" он следует технике, примененной на иконе "Святой Спиридон" (1636 г.), так чтобы заказанные тем же донатором образы не разнились между собой. Две упомянутые выше иконы одиночных святых были обрамлены житийными сценами, как и "Святой Николай" Ангелоса. По аналогии можно предполагать, что настоящая икона также имела по сторонам подобного типа клейма. Данное предположение подтверждается полусрезанной сценой чуда на море в нижней части и результатами недавней реставрации, показавшими, что боковые стороны иконы были когда-то срезаны и икона была заключена в резную деревянную раму более позднего времени, ныне снятую. Таким образом, принимая во внимание, что икона обрезана по сторонам, можно заметить, что по исходным размерам она не слишком отличается от "Антония Великого" и "Святого Спиридона" (100,5 х 73 см.10). В соответствии со сказанным, "Святой Николай" помещается в группу икон мастера, представляющих большого размера одиночные изображения святых в рост и прямолично, сопровождающиеся житийными сценами. Стилистическое сходство этих работ, исполненных в разные периоды творчества Эммануила Тзанеса, показывает, что, в зависимости от заказа, художник выбирал тот или иной тип письма.




Греция.
XVIII век.
Происхождение: Афон, монастырь Пантократор.
Место хранения: Афон, монастырь Пантократор.




Греция.
XIX век.
Место хранения: Собрание Велимезиса.

Иконографическая справка.
Святой Николай изображен фронтально, выше пояса, облачен в бело-розовую фелонь и белый омофор, украшенный рельефными золотыми крестами. В левой, покрытой тканью руке он держит Евангелие с золотым переплетом, на котором представлена сцена Распятия, правая рука сложена в благословляющем жесте. Нимб также украшен рельефным позолоченным орнаментом, составленным из стебля и листьев. На темно-синем фоне надпись белыми уставными буквами.

Стилистическая справка.
Особенно тщательно выполнены сглаженная поверхность лика и благословляющая рука. Не очень выразительный лик, мягкая драпировка и рельефный растительный орнамент нимба свойственны искусству северных Балкан начала XIX в.




МАКЕДОНИЯ



Македония.
Вторая половина XV века.
Происхождение: Охрид. Церковь святого Димитрия.
Место хранения: Музей Македонии, Скопье




Македония.
Конец XV века.
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стилистическая справка.
Подобные голубые фоны встречаются в иконах македонских мастеров с XIV в.
Тонкий лик свт Николая с чрезмерно высоким лбом, вытянутые пропорции полуфигуры, свободная импульсивная манера письма сопоставимы с изображением святого на двусторонней иконе "Николай Чудотворец с житием и Успением" в Археологическом музее в Кастории, которую можно датировать по постройке храма, из которого она происходит, около 1485 г.
В полуфигурных изображениях Спасителя и Богоматери просматриваются традиции критской живописи: в правильности черт ликов и гладкости их формы, в характерной разделке красным тоном коричневого хитона Христа и такого же мафория Богоматери и, наконец, в завершении полуфигур снизу волнистой линией свободно лежащих драпировок. Подобное решение полуфигур Христа и Богоматери - на иконах Николая Чудотворца из монастыря Елеусы на озере Иоаннины.
В.И. Антонова относит публикуемый памятник к афонской школе конца XV в. - начала XVI в




Македония.
XVIII век. Последняя четверть.
Место хранения: Музей Македонии, Скопье



БОЛГАРИЯ



Болгария
XVI век
Место хранения: Национальный Исторический музей Болгарии






Фрагмент

Болгария.
XVIII век. Первая половина.
Происхождение: Церковь св. Николая Чудотворца, Мельник, Болгария.
Tags: Николай Чудотворец, Православие, иконы, о духовном, праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments